Модифицированная шкала Френчай
Автор статьи: к.м.н. Мокиенко О.А.
Модифицированная шкала Френчай является одной из наиболее новых среди всех унифицированных шкал в реабилитации и предназначена для оценки двигательных навыков верхней конечности при центральном парезе [1]. Данная версия шкалы также позволяет оценить, как спастичность различных групп мышц руки влияет на совершение пациентом движений, необходимых в повседневной жизни, поэтому данный инструмент рекомендовано применять для оценки эффективности двигательной реабилитации с применением ботулинотерапии [2].
В целом тест достаточно прост в выполнении и не требует больших временных затрат: среднее время проведения оценки по шкале составляет 5 минут.
Основные характеристики шкалы
Предмет оценки: двигательные навыки верхней конечности при центральном парезе
Домен МКФ: активность
Среднее время на выполнение: 5 минут
Градация баллов: 0-10 см (визуальная аналоговая шкала)
Для проведения оценки понадобятся:
- банка (0,5-1 л) с закручивающейся крышкой
- линейка и ручка, лист бумаги
- пластиковая бутылка 1,5 л
- пластиковая бутылка 0,5 л
- стакан
- 3 прищепки и лист картона
- расчёска-гребень
- зубная паста с зубной щёткой
- вилка с ножом
- метла
- видеокамера
Коэффициенты согласованности: внутри-исследовательской: 0,99, меж-исследовательской: и 0,98
Дополнительная информация: запись на видео является обязательным условием проведения теста
Методика проведения теста
Оценка двигательных навыков по Модифицированной шкале Френчай включает в себя выполнение 10 заданий, 6 из которых пациент выполняет двумя руками, а 4 – только паретичной рукой. Технику выполнения заданий записывают на видео и затем оценивают по 10-сантиметровой визуальной аналоговой шкале.
Предметы расставляют перед пациентом на столе, как показано на рисунке ниже. Для того, чтобы адекватно оценить вытягивание руки («ричинг»), патологические синергии и компенсаторные движения в туловище и плече, предметы не должны стоять слишком близко к пациенту. Пластиковые бутылки примерно на 20% должны быть заполнены водой для обеспечения их устойчивости.
На рисунке: правильная расстановка предметов и видеокамеры для проведения оценки с помощью модифицированной шкалы Френчай.
Задания для проведения оценки по шкале:
- Открыть и закрыть банку с закручивающейся крышкой – 2 руки (поражённая рука держит банку).
- Нарисовать прямую линию на листе бумаги с помощью линейки – 2 руки (поражённая рука держит линейку).
- Поражённой рукой дотянуться, приподнять и поставить обратно большую бутылку.
- Поражённой рукой дотянуться, приподнять и поставить обратно маленькую бутылку.
- Поражённой рукой дотянуться, приподнять и поставить обратно стакан.
- Закрепить 3 бельевые прищепки на листе бумаги – 2 руки (здоровая рука держит лист бумаги).
- Пораженной рукой дотянуться, взять расчёску и имитировать причесывание волос.
- Нанести зубную пасту на зубную щетку – 2 руки (поражённая рука держит тюбик с зубной пастой).
- Взять вилку с ножом и имитировать нарезание еды – 2 руки.
- Взять метлу и воспроизвести движение для подметания пола – 2 руки.
На фото: проведение оценки двигательных навыков руки с помощью модифицированной шкалы Френчай.
Комментарий Клиники Ренейро: мы рекомендуем первый цикл выполнения теста провести до включения камеры, чтоб во время съемки пациент уже был проинструктирован, в частности, какой рукой что выполнять в бимануальных заданиях, а также чтоб подобрать оптимальный радиус расстановки предметов.
Оценка результатов тестирования с применением модифицированной шкалы френчай
Предполагается, что оценку каждого навыка по 10-сантиметровой аналоговой шкале проводит междисциплинарная команда при одновременном просмотре видео. Однако в реальной клинической практике это не всегда достижимо. Тем не менее, отснятый видеофайл должен быть доступен любому члену междисциплинарной команды.
Критерии оценки по 10-сантиметровой аналоговой шкале (рисунок ниже) чётко не прописаны и должны быть согласованы в учреждении, где данный тест внедрён в клиническую практику. После согласования между сотрудниками критериев оценки каждого движения и предварительного обучения исследователей достигаются довольно высокие коэффициенты внутри- и меж-исследовательской согласованности (0,99 и 0,98, соответственно) для данной шкалы [1].
На рисунке: аналоговая шкала для оценки каждого движения в рамках теста Френчай. Исследователь отмечает отрезок, который затем измеряется в сантиметрах.
Комментарий Клиники Ренейро: по нашему опыту, если речь не идёт о клиническом исследовании, для оценки степени восстановления двигательного навыка в процессе реабилитации, достаточно видеорегистрации проведения теста в динамике (до и после терапии), без применения аналоговой шкалы.
Дополнительные комментарии клиники ренейро
1. Тест также позволяет оценить степень выраженности феномена «learned non-use» («научился не использовать») для решения вопроса о назначении CI-терапии или её модификации.
На видео: пациент «автоматически», «по привычке» тянется к предметам здоровой рукой, несмотря на предварительно проведенную инструкцию (феномен «learned non-use»). Пациент подписал согласие на видеосъемку с передачей авторских прав ООО Ренейро.
2. Пациенты в процессе выполнения теста часто обозначают значимость для них того или иного представленного в тесте навыка, что можно учесть при постановке индивидуальной реабилитационной цели.
11.04.2018
Источники:
1. Baude M. et al. Intra- and interrater reliability of the Modified Frenchay Scale to measure active upper limb function in hemiparetic patients. Ann Phys Rehabil Med 2016;59s:e59-e60.
2. Jean-Michel Gracies et al. Effects of repeated abobotulinumtoxinA injections in upper limb spasticity, Muscle & Nerve, 2017, DOI: 10.1002/mus.25721.